Под новостями

Еще немного и школьники начнут сдавать единые государственные экзамены (ЕГЭ). В преддверии и во время тестирования знаний учащиеся, а порой и родители, переживают стрессовые ситуации. Можно ли пройти эту пору без потери большого количества нервных клеток и с хорошими оценками? За советами мы обратились к врачу-психотерапевту Клинической больницы №172 ФМБА России Александру Валерьевичу Соболеву.

Вовремя снимайте напряжение
Подготовка к экзамену потребует от школьника самодисциплины, а родители должны выступить «командой поддержки», корректно подсказывая ребенку, что он должен делать. Так, чтобы подготовиться психологически к ЕГЭ, следует начинать подготовку к экзамену заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если, к примеру, очень трудно собраться с силами и с мыслями, надо постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала. Надо ежедневно выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если они устали, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Если вы работаете с книгой, каждые 20-30 минут отрывайте глаза от учебника. В это время достаточно выполнить несколько упражнений. Посмотрите, попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд). Напишите глазами свое имя, отчество, фамилию; попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд). Нарисуйте квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону. И смотрите как меньше телевизионных передач.

Режим дня
Наведите порядок с режимом дня. «Разделите» сутки на три части. На подготовку к экзаменам отведите 8 часов, такое же время выделите на занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, посещение дискотеки, но и спать необходимо не менее 8 часов, если есть желание и потребность, сделайте себе тихий час после обеда.

Питание
К еде тоже необходимо отнестись со всей серьезностью. Ваше питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий
Организуйте правильно свое рабочее пространство. Можно поставить на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Условия поддержки работоспособности
Чередуйте умственный и физический труд. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

Роль родителей и педагогов
В психологической готовности ученика к экзамену велика роль отцов и матерей, а также преподавателей, потому что в этот период ребенок нуждается в эмоциональной поддержке родных и близких, учителей. Это один из важнейших факторов, определяющих успешность школьника в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вообще, поддержка тех, кого учащийся считает значимым для себя, очень важно для него. И взрослые имеют много возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать!». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен (а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации. Также эффективными формами психологической подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, используемыми учителями-предметниками и школьными психологами, являются: организация «тренировок» в выполнении тестовых заданий; тренинги навыков поведения в стрессовых ситуациях; индивидуальные консультации выпускников, чьи трудности имеют личностный характер; психолого-педагогическая помощь детям «группы риска».

Очень важно разработать ребенку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень, и т.д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой столь учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умение использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, решив на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Здесь пока нет комментариев

Вход на сайт